Манипуляторы — хорошие психологи. Они превосходно разбираются в человеческих чувствах и эмоциях, «играют» на человеческих слабостях и хорошем воспитании.
Ради достижения собственных целей манипуляторы используют различные «приёмчики» (в торговле наиболее часто ими пользуются продавцы):
— Требуют принять незамедлительное решение, ссылаясь на то, что «потом уже будет поздно»
— Играют на человеческой жадности и пристрастии к «халяве» (например, говорят, что «остался последний экземпляр»)
— Отвлекают внимание (внезапный приход кого-либо , неожиданный звонок; человеку мимоходом говорят что-то важное для него, но не относящееся к теме)
— Подменяют тему, начинают обсуждать детали, как будто цель уже достигнута (например, спрашивают человека, как он будет расплачиваться за покупку, хотя решение о покупке ещё не принято)
— Принижают себя и демонстрируют свою некомпетентность (например, говорят: «Мне рекомендовали вас, как высококлассного специалиста, только вы можете справиться с моей проблемой»). Это повышает самооценку собеседника и усыпляет его бдительность.
— Ссылаются на авторитетных личностей, либо сами представляются таковыми, используя при этом необходимые атрибуты (например, дорогой автомобиль, часы)
— Используют «поглаживания»: поддакивание, обнимание, подмигивание, заступничество, успокаивание, используют имя собеседника, осыпают комплиментами, сообщают хорошие новости, делают акцент на общих интересах.
— Играют на дружеских и родственных связях (например, «если ты же дорожишь нашей дружбой, то…»)
— Делают одолжение, как будто отказываются тем самым от чего-то ценного (например, «только ради вас я поговорю с начальством, хотя у него много дел, а у меня мало времени»)
— Используют принцип: большее — меньшее (например, «купите замечательный столовый сервиз; нет? Тогда приобретите вот этот очень удобный чайник»).
Как не стать жертвой манипуляторов?
1. Прежде всего, осознайте, что перед вами — манипулятор, и он эксплуатирует ваши чувства. Задача — защитить себя. Как бы перед вами не заискивал человек, не стесняйтесь давать ему отпор.
2. Не вступайте в дискуссию с манипулятором. Именно этого он и добивается. Беседу прервите под каким-либо предлогом, либо смените тему разговора. В крайних случаях — откажитесь, уйдите, не объясняя причин. Но не опускайтесь до грубости.
3. Откажитесь от «подарков» манипулятора. Как правило, потом эти «подарочки» дорого обходятся. «Бесплатный сыр только в мышеловке!»
4. Подумайте, нужно ли вам то, что предлагает манипулятор, нужно ли сейчас и такой ценой? Часто нам навязывают вещи и услуги, в которых мы не нуждаемся, но под напором манипуляторов соглашаемся на предложение.
5. Отложите до завтра принятие решения, если сейчас не уверены, как следует поступить.
6. Не стесняйтесь предстать перед манипулятором «тёмной личностью», якобы ничего не понимающей и не разбирающейся в обсуждаемом вопросе. Иногда это хорошо срабатывает, и вас оставят в покое.
7. Поняв, чего от вас хотят, задайте прямой вопрос манипулятору типа: «Вы этого от меня хотите?»
8. В качестве аргументов для отказа используйте констатацию фактов, а не спорьте с манипулятором.
9. Ограничьте общение с манипулятором формальными процедурами.
10. Используй при общении с манипулятором фразы: «Я подумаю», «Я не хочу». Научитесь говорить «нет» попыткам навязать чужую волю.
11. Не позволяйте себя уговаривать (и сами не имейте такой привычки).
12. Не отвечайте на провокационные вопросы.
13. Не проявляйте вежливость в ущерб собственным интересам.
14. Используйте иронию, юмор.
15. Попробуйте «переманипулировать» манипулятора», т. е. реагируйте манипуляцией на манипуляцию!
Читать далее: МАНИПУЛЯТОРЫ: 7 видов манипуляций
Комментариев нет:
Отправить комментарий